На сегодняшний день взыскание задолженности за коммунальные услуги – не самая главная проблема управляющей организации. Управляющие компании могут не наносить визиты недобросовестным собственникам и не решать вопросы с теми, кто отказывается от обязательных выплат за электроэнергию, водоснабжение и так далее.
Специалисты УО должны всего лишь обзавестись необходимой документацией, обратиться в судебные органы и оформить соответствующие приказы на владельцев имущества, которые уклоняются от своих обязанностей. Затем взысканием задолженностей за коммунальные услуги займутся сотрудники судебных структур.
Каким образом сегодня возможно взыскание задолженности по оплате за коммунальные услуги
Долги граждан РФ за коммунальные услуги – это довольно распространенное явление. Согласно сведениям Министерства регионального развития Российской Федерации непогашенные обязательства компаний ЖКХ лишь за поставку таких ресурсов на начало 2017 года исчисляется в размере около 137 млрд рублей, что на 30 % выше показателя 2015 года. Вот почему взыскание задолженностей за коммунальные услуги – проблема довольно масштабная.
При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации
Обновленная схема расчета выплат за пользование водой, газом, электричеством и пр., согласно которой раздельное начисление за ресурсы, поставляемые для общих помещений многоквартирного дома и находящихся в собственности жильцов (постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), не принесла ожидаемых результатов по снижению величины непогашенных обязательств.
А это значит, что УО должны предпринимать разные способы взыскания невыплаченных сумм. В процессе работы управляющие организации и ТСЖ используют несколько методов воздействия на непорядочных владельцев недвижимого имущества.
1. Размещение списка должников на доске объявлений. Этот способ призван психологически повлиять на недобросовестных собственников, однако он зачастую не работает. Бывает и так, что список владельцев имущества, не оплачивающих потребленные ресурсы, печатается в городских (сельских) средствах массовой информации. Но подобные попытки взыскания задолженностей за коммунальные услуги иногда оборачиваются тем, что порядочные жильцы, чьи имена по ошибке внесли в данный перечень, обращаются в судебные органы, требуя компенсаций.
Стоит отметить, проблема еще и в том, что размещение списка неплательщиков в общедомовых помещениях жилищно-коммунальными хозяйствами – это популярная мера, которая является противозаконной. Распространение личной информации о недобросовестных жильцах является нарушением ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152. Вот почему этот метод следует применять с уверенностью в том, что оснований для судебного разбирательства в отношении сотрудников ЖКХ не имеется. Можно не беспокоиться в случаях, когда по указанным сведениям не представляется возможным определить конкретного гражданина. Размещать подобную информацию законодательством не запрещено. Хорошо ориентируясь в данном вопросе, многие работники жилищно-коммунальных хозяйств в процессе взыскания задолженностей за коммунальные услуги вывешивают список неплательщиков, указывая только денежную сумму и номер квартиры.
2. Начисление неустойки. Согласно части 14 и части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники, которые не вовремя либо не в полном объеме оплатили счета за полученные коммунальные услуги, обязаны внести неустойку в размере в 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждые сутки просрочки. При этом установление большей суммы этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается.
Этот способ взыскания задолженностей за коммунальные услуги довольно эффективен. Несложно вычислить, что при текущих процентах рефинансирования (9,25 годовых) неплательщик, за которым числится 20 тыс. рублей, каждый месяц обязан вносить дополнительно 40 рублей.
3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Неплательщикам прекращают поставку необходимых ресурсов, что вынуждает их все же закрыть долги. Зачастую управляющие компании используют данный способ взыскания задолженностей за коммунальные услуги.
Но легальны ли подобные меры воздействия? Эта проблема не раз рассматривалась государственными структурами РФ.
Порядок поставки коммунальных услуг владельцам недвижимого имущества и общедомовых площадей в МКД и частных постройках (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354) дозволяет ограничение по предоставлению снабжающих ресурсов для собственности определенного неплательщика. Сумма обязательства при подобном способе взыскания задолженностей за коммунальные услуги должна быть выше, чем трехмесячные выплаты за них, вычисленные на основании установленных показателей по использованию (то есть неважно, имеются ли какие-либо счетчики). Собственник должен получить уведомление о предстоящем отключении конкретного ресурса, а также о том, что его подача возобновится в течение 48 часов после внесения полного объема требуемой суммы.
Однако законодательством утверждено, что подобные меры взыскания задолженностей за коммунальные услуги не могут никаким образом затрагивать условия проживания остальных владельцев имущества в МКД, которые добросовестно выплачивают положенные средства (согласно четвертому разделу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах).
Ограничение поставки снабжающих ресурсов в итоге во многом зависит от установленных приборов учета (например, в новостройках перекрыть воду в одном помещении обычно гораздо легче, чем в зданиях времен СССР). Взыскание задолженностей за коммунальные услуги таким способом распространяется и на частные постройки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 поставляющая теплоэнергию компания не может ограничить подачу коммунальных услуг, несмотря на то, что у жильца МКД (или у УО) есть долги по данным выплатам (согласно пункту 70 Правил организации теплоснабжения в РФ).
Когда собственники исправно вносят платежи за коммунальные услуги, а возникшие непогашенные обязательства являются следствием деятельности УО, компания должна на основании контракта с поставляющими организациями гарантировать владельцам имущества предоставление отопления в нужных для них количествах (согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1). Этот способ взыскания задолженностей за коммунальные услуги крайне остро обсуждался несколько лет назад компанией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир», которая приняла указанные Правила в качестве нарушения прав ведения деятельности. Но Высший арбитражный суд Российской Федерации не поддержал данную позицию и отклонил требование организации. Стоит отметить, что добиваться подписания такого соглашения необходимо управляющим компаниям, курирующим многоквартирные дома.
Порядочным жильцам, которые сталкиваются с такими случаями, необходимо отправить запрос в УК с требованием о возобновлении подачи коммунальных ресурсов. Помимо этого, собственники могут настоять на повторном расчете платежей за время, в которое снабжение было ограничено. Когда добиться этого не удается, они, как правило, подают заявления в вышестоящие государственные структуры (судебные органы, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и т. д.).
4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Ситуации подписания контрактов с подобными компаниями о взыскании задолженности за коммунальные услуги – не очень распространенное явление, однако все же появляющееся на судебных рассмотрениях. Если при подаче иска агентством долговое обязательство собственника подтверждено фактами, суды зачастую принимают сторону компании.
Однако Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил, что взыскание задолженности за коммунальные услуги без участия судебных органов – это недопустимая и не соответствующая ст. 35 Конституции РФ мера. Имеются в виду конкретно коллекторские фирмы. Помимо этого, ФАС также постановил, что выплаты жильцов за предоставленные ресурсы никак не относятся к работе подобных компаний (согласно решению от 18.05.2012 № Ф02-1504/12 при рассмотрении дела № А58-3443/2011).
Мнение эксперта
Как выбрать коллекторское агентство
Удостоверьтесь в надежности компании, которая возьмет на себя все вопросы по невыплаченным обязательствам за предоставленный сервис с сфере ЖКХ.
Вести деятельность по взысканию задолженностей за коммунальные услуги имеет право юрлицо, которое зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Если база данных претерпевает изменения, изучите устав предполагаемого контрагента.
Решать вопросы по взысканию задолженностей за коммунальные услуги способна компания, имеющая в своей учредительной документации пункты 82.91 либо 69.10 (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Согласно части 10 статьи 7 Закона о коллекторских агентствах можно заключить договор только с одной фирмой, выполняющей такого рода работу.
Юрлицо должно представлять собой хозобщество (к примеру, общество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество). Коллекторскому агентству необходимо соответствовать некоторым условиям:
- реальная стоимость имеющегося у компании имущества – 10 млн рублей и более;
- собственный онлайн-ресурс;
- внесение в ЕГРЮЛ должностных лиц, ведущих работу с личной информацией;
- подключение ПО;
- подписание договора по обязательному страхованию в ежегодном размере от 10 млн рублей;
- неимение долговых обязательств, невыплаченных в течение 30 рабочих суток.
Пост директора фирмы, занимающейся взысканием задолженностей за коммунальные услуги, не имеет права занимать лицо:
- ранее руководившее организацией, претерпевшей ликвидацию вследствие серьезных нарушений;
- имеющее дисквалификацию по линии административной ответственности;
- обладающее действующей либо незакрытой судимостью.
Директор за три года до момента своего назначения не может иметь обязательств, не погашенных в течение 30 рабочих суток.
Фирмам, занимающимся взысканием задолженностей за коммунальные услуги, требуется:
- оформлять отчетность в государственные структуры о деятельности по погашению гражданами долговых обязательств;
- оформлять список сотрудников, обладающих сведениями о неплательщиках;
- делать записи любых разговоров с неплательщиками и хранить их три года;
- оформлять документацию, касающуюся деятельности по погашению гражданами долговых обязательств, а также сберегать ее три года.
5. Выселение из квартиры. Данный способ взыскания задолженности за коммунальные услуги используется сегодня только для тех, кто арендует жилье на основании социального найма, и исключительно через судебные органы (согласно статье 90 Жилищного кодекса Российской Федерации). Сумма долга за ЖКУ не важна, так как причиной, по которой гражданин обязан покинуть жилую площадь, является обязательство, не погашенное в срок более полугода.
Пленум ВС Российской Федерации отметил, что судебный орган непременно обязан рассмотреть фактор уважительности причин образования задолженности. Таковыми обстоятельствами выступают следующие ситуации: длительная невыдача заработной платы, увольнение с места работы, проблемы со здоровьем у самого жильца или его близких, инвалидность одного из членов семьи, несовершеннолетие ребенка и так далее (в соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009). Стоит отметить, что довольно часто судебные органы, вынесшие решение о запрете на выселение, дают плательщику время для погашения обязательств. Однако такая мера взыскания задолженности за коммунальные услуги признана лишь частью судебных структур. Покинуть жилую площадь можно на основании заселения в иное жилье общего типа (от 6 м2 на человека).
Когда наниматели непрерывно в течение полугода вносили определенные суммы за жилье, судебный орган имеет право отклонить иск о взыскании задолженности по коммунальным услугам с требованием о выселении. Размер обязательных погашающих выплат законодательством пока не определен.
Бывает и так, что недобросовестным жильцам удается уйти от ответственности. Примером может послужить ситуация, когда наниматели не вносили платежи за ресурсы около восьми лет, но выселение за этим не последовало, так как жильцы оформили приватизацию имущества.
Классический порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги
Следить за изменениями в законах нелегко. Постановления по подписанию и расторжению контрактов по управлению многоквартирным домом претерпевали правки более пяти раз. Кроме того, не за горами и нововведения в ЖК Российской Федерации.
Вот почему деятельность УК, ТСЖ и других организаций, занимающихся взысканием задолженностей за коммунальные услуги с собственников, необходимо грамотно упорядочить. Любой сотрудник фирмы должен понимать все тонкости работы над этим щепетильным вопросом.
Можно сказать, что процедура взыскания состоит из пяти стадий.
- Предупреждающая (донесение до жильцов информации об их долговых обязательствах, решение данного вопроса на ОСС и так далее).
- Составление плана по взносам неплательщиков (направление жильцам запросов по погашению требуемых сумм).
- Направление иска в судебные органы.
- Надзор за исполнением решения суда о взыскании задолженности за коммунальные услуги.
- Материальная несостоятельность неплательщика.
Стоит отметить, что с середины 2016 года вступил в силу упрощенный порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги посредством судебного разбирательства (если невыплата составляет менее 500 тыс. рублей).
Взыскание задолженности за коммунальные услуги судебным приказом
Когда гражданин не изъявляет желания вносить платежи, взыскание задолженностей за коммунальные услуги производится посредством судебного разбирательства. Здесь установлен приказной порядок. Чем же отличаются судебные приказы от судебных постановлений?
- Постановления выносятся в случаях разбирательств с официальными просьбами, точками зрения истца и ответчика, которые имеют равные возможности в соответствии с законодательством. При рассмотрении дела неплательщик может обосновать свою правоту, отстаивая собственные интересы. В ситуациях когда физическому лицу ошибочно предъявляют долговые обязательства, к примеру, из-за неполадок в базе данных, оно имеет право предоставить в качестве доказательства квитанции по погашенным счетам.
- Приказы выносятся судебными органами без проведения слушания на базе имеющихся оснований, которые неоспоримы в соответствии с законодательством. Должник не может отстоять свои интересы, следовательно, у него нет шанса доказать факт уплаты требуемых сумм. Данное разбирательство с самого начала имеет цель: взыскание задолженности за коммунальные услуги в полном объеме, включая проценты, госпошлину и взносы по исполнительному листу. Здесь неважно, действительно ли физическое лицо обременено подобными обязательствами.
Если гражданин хочет оспорить приказной порядок, то это можно сделать в течение 10 суток со дня его назначения. Причина протеста не объясняется. Необходимо лишь указать следующее: «С судебным приказом согласиться не могу, требую пересмотреть дело».
Как правило, возражения предъявляют неплательщики, чтобы отсрочить взыскание задолженностей за коммунальные услуги, ведь юридическое лицо будет обязано обратиться в иной судебный орган, что затянет процесс разбирательства.
Взыскание задолженности за коммунальные услуги в 2017 году через суд: пошаговая инструкция
Шаг 1. Готовим исковое заявление о взыскании задолженности за коммунальные услуги
Иск о взыскании задолженности по коммунальным услугам в приказном порядке может быть подан УО, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным поставщиком, если неуплата исчисляется суммой менее 500 тыс. рублей (согласно пункту 1 статьи 121 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации).
Если же речь идет о значениях более 500 тыс. рублей, судебные разбирательства проходят в общем порядке.
В процессе оформления заявления о вынесении приказа очень важно учесть некоторые детали.
1. Запрос на взыскание задолженностей за коммунальные услуги направляется в судебный орган по адресу должника либо в тот, который утвержден договором. Вот почему специалисты советуют вносить в контракт по обслуживанию МКД пункты о подсудности, принятые обеими сторонами, а также отметить, что разбирательства по данному соглашению должны рассматриваться судом по месту подписания контракта либо по адресу УО.
2. В запрос о проведении разбирательства в приказном порядке необходимо включить:
- сведения о юридическом лице (название организации и адрес расположения), требующем взыскания задолженностей за коммунальные услуги;
- сведения о лице, привлекаемом за неуплату (Ф. И. О. гражданина или название организации, адрес проживания, паспортные данные и информация о занятости, если таковые имеются);
- список претензий по взысканию задолженности за коммунальные услуги, а также документацию, на основании которой предъявлены требования.
Кроме того, в заявление не лишним будет добавить реквизиты счета истца.
Документацией, доказывающей неоспоримость условий взыскателя, может послужить:
- контракты (например, договор на обслуживание многоквартирного дома);
- протоколы сдачи работ и предоставления сервиса;
- заключения по сравнению вычислений;
- определение суммы долга (выписка из регистров для ведения учета расчетов с физическим лицом);
- направленные неплательщику извещения;
- другие акты (к примеру, устав товарищества собственников жилья или жилищного кооператива).
Стоит также отметить, что УО обязана доказать наличие прав на обслуживание МКД, передав судебным органам разрешение на ведение деятельности и официальное согласие ОСС. Без этих документов разбирательство о взыскании задолженности за коммунальные услуги начаться не может. Управляющая компания вправе направить в суд сведения о себе из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
3. Вместе с заявлением нужно предъявить суду документацию, доказывающую уплату государственной пошлины. Запрос о вынесении судебного приказа облагается сбором в размере 50 процентов ставки, установленной для исковых заявлений (в соответствии с пунктом 2 статьи 123 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что суд имеет право отказать в рассмотрении запроса на приказной порядок в ситуациях, установленных статьей 125 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. Например, когда в заявлении (либо переданной документации) предполагается спор о правах. А это значит, что судебному органу нужно направить неопровержимые и подтвержденные основания для взыскания задолженности за коммунальные услуги в такой форме.
Шаг 2. Ожидаем окончания рассмотрения вопроса о выдаче судебного приказа
Судья решает, использовать ли приказной порядок или отказать в разбирательстве, не назначая слушания, не приглашая истца и ответчика и не заполняя протокол. Постановление зависит от собранной документации, переданной юридическим лицом. Приказной порядок по взысканию задолженностей за коммунальные услуги:
- назначается в течение пяти суток с момента получения судом запроса;
- оформляется с копией на документе особой формы: оригинал – для судебного органа, копия – для гражданина, имеющего долг за коммунальные услуги;
- делится на две части: вступительная и основная (здесь содержатся выводы). Пояснительная составляющая пропускается.
Необходимые реквизиты для данного документа содержатся в статье 127 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. Не стоит забывать о таких из них, как:
- реквизиты счета кредитора для уплаты долговых обязательств;
- размер государственной пошлины, которую должен внести неплательщик при взыскании задолженности за коммунальные услуги кредитору (в случаях когда он платит этот сбор при оформлении иска) либо в бюджет (когда заявитель, согласно законодательству, имеет право обойтись без таких расходов);
- сумма неустойки (если у кредитора есть условие ее компенсации).
Шаг 3. Ожидаем ответа от должника
Судебный орган направляет неплательщику экземпляр приказного документа. В соответствии с пояснениями КС Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 1035-О-О судебный приказ направляется один раз и по адресу, указанному взыскателем. Однако вследствие того, что срок, в течение которого должник вправе подать возражения относительно этого документа, начинается с момента его получения адресатом (согласно статье 128 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации), а он может изменить место своего нахождения, то оспариваемые нормы не исключают возможности повторного направления судебного приказа неплательщику по новому адресу его пребывания в целях недопущения затягивания процедуры приказного производства.
В процессе взыскания задолженности за коммунальные услуги неплательщик может изложить возражения в отношении полученного документа в течение 10 суток со дня передачи ему экземпляра (согласно статье 128 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации). Тогда судебному органу придется отменить приказной порядок (в соответствии со статьей 129 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации) и объяснять заявителю тот факт, что его запрос можно подать в исковой форме. Экземпляры об отклонении приказа направляются и истцу, и ответчику в течение трех суток со дня принятия решения.
Получается, чтобы отстаивать свою позицию, гражданину нужно только передать суду несогласие с вынесенным вердиктом. Но есть один момент: законом не установлено, как именно информация о приказном порядке взыскания задолженности за коммунальные услуги доходит до неплательщика. Вот почему он может упустить срок предоставления судье возражения.
Как правило, экземпляр документа направляется гражданину в виде обычного письма. Бывало и так, что судебный орган и вовсе не информирует должника об утверждении приказного порядка.
Шаг 4. Получаем от судьи второй экземпляр судебного приказа
Если за указанный период (10 суток) неплательщик не выразит своего несогласия, судебный орган передает истцу утвержденный бланк выписанного документа.
Согласно общим нормам приказной порядок о взыскании задолженности за коммунальные услуги отдается кредитору лично в здании суда либо отправляется по почте заказным письмом. Но бывает и так, что документ по заявке кредитора передается приставам-исполнителям самим судьей.
Данный приказ реализуется по форме, утвержденной для судебных постановлений.
Законом указан период направления судебного приказа приставу:
- в течение трех суток с момента передачи в отдел приставов-исполнителей;
- сразу же (в день передачи судебного приказа приставам, если его исполнение нельзя откладывать).
Мнение эксперта
Каковы преимущества и недостатки судебного приказа
Бесспорные плюсы судебного приказа при взыскании задолженностей за коммунальные услуги:
- документ имеет статус исполнительного акта, что позволяет реализовать его по форме, утвержденной для соответствующих постановлений;
- назначается без проведения слушания и привлечения истца и ответчика для отстаивания своих интересов;
- быстрота передачи (в течение пяти суток с момента получения судом соответствующего запроса от кредитора).
Однако есть и минусы данного порядка взыскания задолженности за коммунальные услуги. Неплательщик здесь не может отстоять свои интересы и ознакомиться с указанием окончательных выводов суда по данному разбирательству. Гражданин лишен шанса следить за ходом процесса, что иногда оборачивается санкционными мерами в отношении собственности должника и подписками о невыезде.
Взыскатель, в свою очередь, вполне может ожидать предъявления должником возражений. Тогда кредитору останется только заново подавать исковое заявление в судебные органы о погашении гражданином долговых обязательств за коммунальные услуги, однако здесь дело дойдет до назначения слушания. Бывало и так, что возражения в отношении приказного порядка принимались судьями и спустя полгода, если должник подтверждал факт отсутствия извещений о постановлении суда.
Мнение эксперта
Пропуск срока взыскания задолженности за коммунальные услуги не всегда влечет невозможность ее получения
Использование срока исковой давности без принятия во внимание определенных деталей разбирательства не позволило заявителю отстаивать свои интересы на судебном заседании по поводу взыскания задолженности за коммунальные услуги, что помешало суду вынести справедливое решение. Этот итог подведен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 17802/11 по делу № А40-99191/10‑113‑875.
Подтверждение того, что просрочка указанного периода не означает отсутствия оснований для требования погашения долговых обязательств, должно базироваться на оценке всех разбирательств подобного рода.
Когда контракт на уступку прав требований или иного имущества подписан, истец имеет право открыть процесс взыскания задолженности за коммунальные услуги. Ему необходимо принять во внимание некоторые нормы, с помощью которых можно исключить неприятные последствия просрочки исковой давности.
1) Пропуск срока исковой давности не влечет автоматического отказа в иске.
Просрочка исковой давности не означает, что взыскатель не может требовать погашения долговых обязательств через судебное разбирательство, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации «требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности».
Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВС Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43, «если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела».
Получается, может быть и так, что неплательщик не указывает факт просрочки исковой давности, и тогда истец приступит к взысканию задолженности за коммунальные услуги.2) Правило о порядке исчисления срока исковой давности.
Материальные взносы за коммунальные услуги – это регулярные выплаты, которые жилец обязан погашать каждый месяц (или же в другой промежуток времени, утвержденный законодательством). Исковая давность о пропущенных выплатах вычисляется раздельно по каждой просрочке (согласно пункту 24 Постановления Пленума ВС Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43). Данное условие касается не только взысканий задолженности за коммунальные услуги, но и требований по неустойкам (в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) и пене, установленной статьей 395 того же нормативного акта.
А это значит, что для определения момента начала срока исковой давности по уплате за использованные ресурсы и взносу неустойки в конкретный промежуток отсутствия денежных поступлений нужно оценить отдельно каждую перечисленную сумму и отметить время появления непогашенных обязательств. Это позволит беспрепятственно приступить к процедуре взыскания задолженности за коммунальные услуги.
Система исковой давности гарантирует качественную составляющую гражданского делопроизводства. В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».
Взыскание задолженности за коммунальные услуги солидарно
На одной жилой площади иногда располагаются сразу две или более семей. Собственное обеспечение либо расторжение брака – это повод для снятия с себя статуса члена семьи (согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Таким образом и формируются несколько родственных отношений.
Например, одна семья добросовестно вносит платежи за коммуналку, а другая по определенным обстоятельствам уклоняется от уплаты, обременяя себя долговыми обязательствами и совершая правонарушение (в соответствии с частью 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В итоге платежи «висят» в равной мере на каждом прописанном в квартире гражданине (гражданке). Неважно, что одна семья соблюдает кодекс, взыскание задолженности за коммунальные услуги будет распространяться и на нее.
Так бывает и с долевыми владельцами имущества. Они должны вносить платежи за свою часть собственности (согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации), но на деле все может быть совсем по-другому.
Как поступить добросовестному владельцу недвижимого имущества в данном случае?
- Ожидать визита судебных приставов-исполнителей.
- Погасить просроченную сумму и посредством судебного разбирательства добиться взыскания задолженности за коммунальные услуги с неплательщика (здесь порядочный владелец имущества выступает в качестве пристава-исполнителя).
- Подписать договор, устанавливающий процедуру и долю участия в затратах на поставляемые ресурсы и прочий сервис.
- Когда третий пункт не дает никаких результатов, то следует подать исковое заявление в судебный орган, чтобы тот установил процедуру и долю участия владельцев имущества в расходах на коммунальные услуги, а также потребовал с управляющей организации расформирования счетов.
Порядок использования третьего и четвертого пунктов детально рассмотрен в пункте 30 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14.
Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги с несовершеннолетнего
Идея о взыскании задолженности за коммунальные услуги с лица, не достигшего 18-летнего возраста, может прийти опекуну, выселившемуся из квартиры после расторжения брака. А логика следующая: так как бывший член семьи не находится на одной жилой площади с ребенком, погашать счета за коммуналку он, согласно законодательству, не должен.
Это мнение оспаривают судебные органы. В соответствии со статьей 61 Семейного кодекса Российской Федерации «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)». То же касается и взыскания задолженностей за коммунальные услуги: если родители живут порознь, это не значит, что им не требуется совместно нести расходы на недвижимость их ребенка.
Если после расторжения брака один из родителей покидает жилую площадь, часть которой находится в собственности детей, вносить платежи за ресурсы и сервис он все равно обязан. В случаях когда он уклоняется от этого, взыскание задолженности за коммунальные услуги происходит посредством судебного разбирательства на основании обратного требования о возврате денежной суммы либо в качестве долгового обязательства (если опекающий ребенка родитель уплачивает лишь свою часть начислений).
Законодательством все расценено так: несовершеннолетние освобождены от забот о собственном обеспечении, а значит, все обременения ложатся на тех, кто несет ответственность за них. Получается, что подать заявление в суд на взыскание задолженности за коммунальные услуги на лицо, не достигшее 18 лет, не представляется возможным. Следовательно, иск оформляется на родителя, который и будет выступать на судебном разбирательстве в качестве ответчика.
Взыскание задолженности за коммунальные услуги с юридических лиц
Взыскание задолженности за коммунальные услуги с юрлиц – процесс более трудоемкий, ведь повлиять на них практически невозможно (не считая крайних мер, утвержденных судебным постановлением). Вот почему при появлении просрочек по взносам сотрудники управляющей организации обязаны вести надзор за тем, чтобы фирме поступали извещения о ее невыплаченных обязательствах.
Сначала нужно обсудить с управляющим составом либо с владельцами компании переоценку денежных сумм долга. Нередко уклонение от взносов за коммунальные услуги основано на несогласии с показателями их потребления. Вот почему в подобных ситуациях так важно рассчитать и сравнить объемы поставок ресурсов за прошлые кварталы.
Кроме того, следует установить качественный надзор за работой приборов учета. Здесь лучше всего воспользоваться услугами специалистов, которые могут произвести проверку всех систем.
Крайне значимый фактор при взыскании задолженностей за коммунальные услуги с юрлиц – срок исковой давности. Согласно вышеуказанным постановлениям законодательства и положениям ГК Российской Федерации данный период исчисляется тремя годами. В случаях когда за указанное время надзора не осуществлялось, а извещений неплательщику не поступало, дальнейшие разбирательства могут не принести желаемых результатов.
- Принудительные методы взыскания задолженности за коммунальные услуги
На данной стадии очень важно регулярно отправлять неплательщику извещения о сумме его долга. Кроме того, стоит применять и превентивные способы воздействия, разработанные профессиональным юристом, с напоминаниями о дальнейших санкционных мерах.
Все методы необходимо законодательно обосновывать, избегая нелегальных приемов взыскания задолженностей за коммунальные услуги. Именно для этого многие управляющие организации заключают договоры с коллекторскими агентствами, которые нередко используют подсознательное давление на сотрудников фирмы-неплательщика.
Подавляющее количество организаций не хотят распространения информации об их возможном банкротстве. УК как раз часто пользуются такими случаями, публикуя правдивые данные о невыплаченных обязательствах в СМИ с целью взыскания задолженности за коммунальные услуги. Когда контрагенты и клиенты фирмы-неплательщика сталкиваются с подобной информацией, компания-дебитор нередко довольно оперативно погашает все требуемые суммы, ведь их величина оказывается меньше, чем расходы на предполагаемые риски и восстановление своей репутации.
- Практические методы взыскания задолженности за коммунальные услуги
В случаях когда предпринятые действия не дают никаких результатов, управляющая компания вынуждена использовать практические способы взыскания задолженности за коммунальные услуги с юрлиц:
- прекращение поставок некоторых видов коммунальных услуг (воды, газа, электричества или отопления);
- прекращение поставок всех видов коммунальных услуг;
- компенсация причиненных убытков через судебное разбирательство.
Иск о взыскании задолженности за коммунальные услуги – это самый результативный метод воздействия на неплательщиков, ведь суд может назначить юрлицу санкционные меры, содержащие принудительное погашение имеющихся обязательств с изъятием.
Но и здесь есть свои трудности, так как бывает, что в собственности компаний не указана недвижимость или иные активы, которые можно конфисковать. Большая часть материальных и нематериальных ценностей находится на счетах, в форме долгов по дебету либо ценных бумаг, а изъятие осуществляется лишь со счета, открытого в банковских организациях. Кроме того, до проведения судебного разбирательства юрлицо имеет возможность изменить свое наименование, организационно-правовую форму и так далее. Вот почему судебным приставам придется нелегко в процессе взыскания задолженностей за коммунальные услуги.
Для этого УО с помощью своих и привлеченных специалистов старается оперативно провести опись и арест счетов до того, как юрлицо сменит информацию о себе.