Государство контролирует перемещение товаров через границу, в особенности экспорт. Предпринимателей нередко привлекают к административной ответственности за нарушение положений ТК ЕАЭС и КоАП РФ, в частности, по итогам таможенного досмотра. Из статьи вы узнаете, на какие ключевые моменты при проведении таможенного досмотра обратить внимание.
В чем заключается таможенный досмотр
Таможенный досмотр – это одна из форм таможенного контроля. Он включает проведение осмотра и совершение иных действий в отношении товаров:
- со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или)
- с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации;
- с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
В соответствии с ТК ЕАЭС таможенный досмотр проводится в целях проверки или получения сведений о товарах, подлежащих таможенному контролю (ст. 328 ТК ЕАЭС). При выборе товаров на проверку применяют систему управления рисками (п. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС).
Действующее законодательство предусматривает также личный таможенный досмотр (ст. 329 ТК ЕАЭС). Данная форма таможенного контроля заключается в проведении досмотра физических лиц, которые следуют через таможенную границу ЕАЭС и находятся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.
Процедура назначения таможенного досмотра
Проведение таможенного досмотра регламентируется, в частности, статьями 328 – 329 ТК ЕАЭС, а также рекомендациями ФТС России (письмо от 06.02.2020 № 01-11/06458).
Таможенный досмотр назначается по решению уполномоченного должностного лица. Чтобы решение было принято, сотрудник таможенного органа декларирования, который обнаружил необходимость проверки, направляет такому должностному лицу сообщение о необходимости таможенного досмотра. ФТС рекомендует делать это в течение 15 минут после выявления основания для проверки. В сообщении сотрудник указывает:
- таможенный орган фактического контроля (таможенный досмотр будут проводить непосредственно там);
- операцию, при которой понадобился досмотр;
- номер или номера профилей рисков, где есть указание о необходимости проверки;
- номера товаров на проверку. В том числе могут указать «вся партия товаров» согласно декларации;
- транспортные средства международной перевозки с товарами на досмотр;
- номер декларации и реквизиты документов, которые сопровождают товар;
- сведения о тех, кто обладает полномочиями в отношении товаров на проверку;
- цель, объем, степень таможенного досмотра, необходимость применения технических средств;
- сведения из примечаний к мерам снижения рисков, которые необходимо учесть при проведении таможенного досмотра (п. 2.1.1 рекомендаций ФТС).

Вместо преференций на границе участник ВЭД заплатит дополнительные таможенные платежи или лишится возможности распоряжаться товаром, если неправильно оформит документы. Кроме того, чтобы избежать подобных рисков, придется доказать, что товар не нарушает интересы внутреннего рынка ЕАЭС и экономические интересы национальных производителей.
Если решение приняли, ответственное лицо формирует поручение на таможенный досмотр и уведомляет проверяемых.
Поручение на таможенный досмотр:
- Формируется в электронном виде. ФТС рекомендует составлять его в течение 60 минут с момента поступления ответственному лицу сообщения о необходимости досмотра.
- Содержит:
-
- сведения о цели, объеме и степени таможенного досмотра;
- перечень необходимых техсредств сообразно профилю риска;
- перечень документов (таможенная декларация, товаросопроводительные документы), сведения из которых контролеры будут сопоставлять при проведении таможенного досмотра с реально выявленным;
- иные сведения, которые необходимо учесть при проведении досмотра (п. 2.1.4 рекомендаций ФТС).
Порядок проведения таможенного досмотра
Таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. Уведомить нужно в течение 30 минут с момента поступления сообщения о необходимости провести таможенный досмотр (п. 2.1.2, 2.1.3 рекомендаций ФТС). Уведомление о проведении таможенного досмотра направляют любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления,
При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия декларанта или иных полномочных лиц. Декларант или его представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра (п. 3, 4 ст. 328 ТК ЕАЭС). По требованию таможенного органа декларант или его представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать контролерам необходимое содействие.
Таким образом, присутствие при проведении таможенного досмотра представителя декларанта является правом декларанта, однако по требованию таможенного органа может статье его обязанностью.
В случае неявки представителя декларанта таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в его отсутствие, но в присутствии двух понятых.
По общему правилу, срок проведения таможенного досмотра – не дольше 1 рабочего дня после регистрации декларации (п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС). Если за это время проверку закончить нельзя или принято решение продлить срок, сотрудник органа фактического контроля информирует таможенный орган декларирования (подп. 3, 4 п.
2.1.7 рекомендаций ФТС).
Итоги фиксируют в акте таможенного досмотра. Форму акта таможенного досмотра утвердили решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260. Когда составляется акт таможенного досмотра, в нем обязаны указать:
- сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
- основания для таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного уполномоченного лица. Такие основания указаны в п. 6 рекомендаций ФТС;
- результаты досмотра;
- иные сведения, предусмотренные формой акта таможенного досмотра.
Если предстоит таможенный досмотр, юристу компании следует уделить особое внимание проверке:
- Надлежащего способа уведомления.
- Соблюдения требований к проведению проверки согласно рекомендациям ФТС.
- Правильности составления акта таможенного досмотра.
Какая ответственность грозит, если не передать товар на таможенный досмотр
Непредъявление товара, груза, транспортного средства к таможенному досмотру является неповиновением законному требованию должностного лица, что признается административным правонарушением (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в частности, на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.
Организация не может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. При этом в качестве декларанта, как правило, выступает юридическое лицо, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС (подп. 17 п. 1 ст. 2, подп.1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС). То есть сам декларант не может быть привлечен к административной ответственности за непредъявление товара к таможенному досмотру. Но к такой ответственности могут привлечь руководителя декларанта.
Декларант может быть привлечен к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ, если его отказ предъявить товар к таможенному досмотру был связан с несоблюдением установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из РФ. Например, при экспорте могут применяться меры нетарифного регулирования и экспортного контроля, а также запреты на вывоз некоторых товаров (постановление Правительства РФ от 15.12.2007 № 877).
В случае непредъявления товара, помещенного под процедуру экспорта, к таможенному досмотру таможенный орган отказывает в выпуске данного товара, а руководитель декларанта и сам декларант могут быть привлечены к административной ответственности.
Каковы перспективы обжалования итогов таможенного досмотра
На сегодняшний день судебные инстанции в большинстве случаев выносят судебные акты в пользу должностных лиц таможенного органа. Порядок обжалования указанных документов предусмотрен положениями АПК РФ. Перед тем как обратиться в суд с соответствующей жалобой, проверьте доводы и убедитесь в их обоснованности.
Так, одна организация обратилась в арбитражный суд с жалобой о незаконности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Общество аргументировало тем, что после осуществления таможенного досмотра было необходимо поместить груз под иную таможенную процедуру ввиду наличия перегруза. Но суд не согласился с доводами общества. Он оставил в силе решения таможенного органа о привлечении к административной ответственности (постановление АС Дальневосточного округа от 01.09.2020 № Ф03-3166/2020 по делу № А16-2432/2019).